Специфические расстройства развития речи (Рекомендации логопедам)

3 февраля 2014

Специфические расстройства развития речи - расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Дети со специфическим расстройством речи испытывают необходимость в коммуникации, способны адекватно общаться с окружающими и обладают должным уровнем развития.

Специфическое расстройство речи - это нарушение, при котором речевые навыки ребёнка ниже возрастной нормы, несмотря на отсутствие мозговых повреждений, адекватное умственное развитие, нормальный слух, правильно развитый артикуляторный аппарат и нормальные условия для овладения языком. Дети со специфическим расстройством речи обычно поздно начинают говорить, первые слова у них могут появиться только в возрасте двух лет. Они также плохо усваивают слова, что выражается в лексической бедности речи. Кроме того, существуют свидетельства о недостаточной развитости кратковременной памяти, связанной с речью. Это выражается в невозможности воспринимать длинные сложные предложения, особенно при быстром темпе речи. Поэтому страдающие специфическим расстройством речи почти всегда высказываются короткими предложениями. Наибольшие сложности у детей со специфическим расстройством речи наблюдаются в синтаксисе: ошибки или недочеты в построении словосочетаний или предложений, нарушающие правила связи слов.

Ранее считалось, что специфическое расстройство речи - это задержка языкового развития у детей дошкольного возраста. Однако было показано, что дальнейшие трудности в речи встречаются у подростков и взрослых людей. Так, 70 % детей, получивших диагноз «специфическое расстройство речи» в возрасте пяти лет, в 20-летнем возрасте все ещё испытывали некоторые трудности в речи.

Задержка развития речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями межперсональных связей, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Различают несколько видов таких расстройств.

1. Специфическое расстройство артикуляции речи отличается повторяющимся и частым нарушением звуков речи. Употребление ребенком звуков ниже уровня, отвечающего его умственному возрасту, то есть приобретение им звуков речи либо отклоняется, либо задержано, приводя к дизартикуляции с трудностями в понимании его речи, заменам, пропускам, искажениям речевых звуков, изменением в зависимости от их сочетания (то правильно говорит, то нет). В основе дефекта артикуляции лежит неспособность произвольно принимать и удерживать определённые позиции языка, нёба, губ, необходимых для произнесения звуков.

2. Расстройство экспрессивной речи (логопедическая классификация - общее недоразвитие речи) - одна из форм специфического нарушения речевого развития, при котором способность ребёнка использовать разговорную речь ниже уровня, при том, что понимание речи обычно не страдает.

При общем недоразвитии речи отмечается бедность словарного запаса, низкий уровень словесного обобщения, трудности развёрнутого речевого высказывания, аграмматизмы (ошибки в употреблении словесных окончаний, нарушения словообразования), трудности в употреблении предлогов, глаголов, союзов. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Хотя нормальное речевое развитие в значительной степени индивидуализировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам или простых фраз из 2-3 слов к трём годам должно быть расценено как признак задержки.

3. Расстройство рецептивной речи представляет собой специфическое нарушение речевой функции ребёнка, при котором на фоне сохранной функции слухового аппарата и нормального умственного развития ребёнок плохо понимает обращённую к нему речь. Часто присутствует дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Дети с расстройством рецептивной речи не приобретают способность правильно идентифицировать различные предметы, не могут следовать простым вербальным инструкциям, не способны понять вопросы, сравнения и отрицание, не дифференцирует интонации и тон голоса. У таких детей отсутствует взаимосвязь между отдельным предметом или действием и словом его обозначающим. При данном речевом нарушении происходит задержка интеллектуального и психического развития ребёнка.

4. Специфическое расстройство чтения – это задержка и нарушение чтения, которые нельзя объяснить умственной отсталостью или неадекватным обучением и которое не являются результатом дефекта зрения, слуха, неврологического расстройства или неадекватным отношением к школьной программе. При обучении алфавиту у таких детей 7-8 лет возникают трудности при пересказывании, распределении звуков по категориям. В более позднем периоде возникают такие расстройства чтения, как искажения частей слов, замены, неправильные дополнения, пропуски, перестановка слов и предложений или букв в словах. Также на расстройство чтения указывает медленный темп, непонимание прочитанного, неточность прочитанного, попытки начать читать текст с начала.

5. Специфическое расстройство спеллингования – расстройство письма. При данном расстройстве нарушена способность произносить слова по буквам или писать слова правильно. При письме не наблюдаются фонетических ошибок, в большей степени нарушено чередование букв, написание приставок, суффиксов, окончаний, затруднения проявляются в правописании и выражении мыслей в соответствующей возрасту грамматической форме.

Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом.

Используемая литература: Полушкина Н.Н., "Диагностический справочник логопеда", М изд. "Арстель

Материал подготовила: Н.В Михайлова, учитель-логопед РПМПК.